Топ-пики в транспортной отрасли. Часть 1

12 сентября 2023 17:57

Недавно МосБиржа опубликовала итоги по отраслевым индексам за август. Рейтинг лидеров роста возглавил индекс транспорта (MOEXTN), который вырос на 17%, обогнав индекс ИТ и финансов. Транспортный сектор является одним из бенефициаров поворота на Восток. Переориентация торговых потоков создает повышенный спрос на услуги транспортных компаний, ориентированных на восточное направление. В данном материале мы кратко прокомментируем положение дел в компаниях транспортного сектора и выберем наиболее интересных эмитентов. 

В индекс транспорта МосБиржи входят 6 компаний: Аэрофлот (AFLT), ДВМП (FESH), Совкомфлот (FLOT), Глобалтранс (GLTR), НКХП (NKHP) и НМТП (NMTP).

Состав индекса транспорта МосБиржи

Совкомфлот

Начнем с компании Совкомфлот. Бизнес компании можно разделить на два сегмента: танкерный и индустриальный. В индустриальном сегменте Совкомфлот осуществляет транспортировку сжиженного газа и обслуживание шельфовых проектов. В данном направлении компания имеет долгосрочные контракты, следовательно, стабильный денежный поток. Танкерный сегмент заключается в транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов. Доходы от данного направления во многом определяются ставками фрахта на танкерные перевозки.

Ставки по фрахту находятся вблизи рекордных уровней 2022 года, обеспечивая рекордные доходы компании. По мнению менеджмента, ситуация с повышенными ставками не является краткосрочной и сохранится более продолжительное время.

Несмотря на наличие сезонного снижения фрахтовых ставок в летний период, компания считает, что фундаментальные рыночные основы, в т. ч. ограниченный рост мирового танкерного флота ввиду небольшого числа заказов на строительство новых судов, позволяют говорить о высокой вероятности устойчивости в среднесрочной перспективе фрахтовых ставок на уровне выше исторически средних.

Пресс-релиз Совкомфлота от 28.08.2023

Ставки фрахта 1 year T/C Crude, тыс. долл./день

Источник: Fearnleys

Высокие ставки обеспечивают рекордные доходы. Выручка компании в 1 полугодии 2023 года стала рекордной и составила 93,25 млрд руб. (1 215 млн долл.). Из-за потребности в поставках нефти и нефтепродуктов танкеров не хватает, и ставки фрахта на перевозки держатся на высоких уровнях. EBITDA находится на исторически высоком значении, составляя 66,6 млрд руб. (867 млн долл.).

Выручка и EBITDA Совкомфлота, млн долл.

Свободный денежный поток также находится на рекордном уровне – за полгода Совкомфлот сгенерировал 51,8 млрд руб. Это позволяет рассчитывать на высокие дивиденды по итогам года.

Компания подтверждает приверженность политике по выплате 50% дивидендов от скорректированной чистой прибыли по МСФО в рублях.

Пресс-релиз Совкомфлота от 28.08.2023

Скорректированная чистая прибыль в 1 полугодии составила 42,7 млрд руб., что позволяет рассчитывать на дивиденды около 18 руб./акцию по итогам 2023 года (форвардная доходность 16,4%).  

Дивиденды Совкомфлота, руб./акцию

За последний год Совкофлот значительно сократил долговую нагрузку, а показатель чистый долг/EBITDA приближается к нулю и составляет 0,35x.

Текущая оценка бизнеса по мультипликаторам стоимости невысокая благодаря рекордным доходам восходящего цикла.

Оценка стоимости бизнеса Совкомфлота

Положительная конъюнктура на танкерном рынке России обеспечивает компании повышенный спрос на услуги перевозки углеводородов. Приверженность дивидендной политике в интересах государства (доля 82,8%) позволяет рассчитывать на стабильный денежный поток инвестору.

ДВМП (FESCO)

ДВМП (FESCO) – одна из крупнейших транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Группа владеет Владивостокским морским торговым портом, который является ключевой транзитной зоной для товаров из Азии в Россию и обратно. В последние годы компания активно инвестировала в расширение мощностей, наращивая контейнерный и транспортный флот.

Размер контейнерного (тыс. шт.) и транспортного флота (шт.) ДВМП

Увеличение транспортных мощностей позволяет улучшать операционные показатели. Основу выручки составляет линейно-логистический дивизион, на который приходится около 85% доходов. Сюда входит интермодальные перевозки, а также международные и каботажные морские перевозки. По всему сегменту наблюдается значительный рост. Объем перевозок по итогам года может превысить текущие LTM показатели с ростом 15-30% по основным сегментам.

Операционные показатели ДВМП

Несмотря на сохраняющийся тренд снижения ставок фрахта, из-за нормализации цепочек поставок и формирования достаточного уровня линейного оборудования в России, ДВМП увеличила выручку в 1 полугодии 2023 года на 9% г/г до 91,7 млрд руб. EBITDA снизилась на 5% г/г до 35,3 млрд руб., тем не менее оставаясь на высоком уровне.

Выручка и EBITDA ДВМП, млрд руб.

Чистая прибыль в 1 полугодии оказалась рекордной 31,3 млрд руб. благодаря валютной переоценке 7,2 млрд руб. ДВМП уже заработала 10,5 руб./акцию, которые могли бы быть направлены на дивиденды, так как компания стала государственной. Однако менеджмент компании заявляет, что не будет выплачивать дивиденды по итогам 2022 года, направляя все денежные средства в покупку новых судов и контейнеров. За 6 месяцев ДВМП уже потратила 27,5 млрд руб. на приобретение подвижного состава, судов и прочих ОС. Кроме того, в ходе ВЭФ ДВМП заявила, что совместно с китайской Margin Group в 2025 году будет введен контейнерный терминал у моста из ЕАО в КНР за 7,3 млрд руб.

Долговая нагрузка ДВМП приближается к нулю и составляет 0,19x чистый долг/EBITDA.

После роста в августе по мультипликаторам стоимости бизнеса ДВМП торгуется без дисконта к исторической оценке. Драйвером стремительного роста котировок может стать лишь успешное изъятие 80,1 млрд руб. у предыдущего акционера З. Магомедова (при текущей капитализации 324 млрд руб.).

EV/EBITDA ДВМП

ДВМП демонстрирует сильные операционные и финансовые результаты, несмотря на снижение ставок фрахта. Менеджмент не желает делиться с акционерами прибылью, направляя весь денежный поток на масштабирование бизнеса. С учетом спроса на расширение транспортной сети на Восток растущий тренд в показателях будет сохраняться в ближайшие годы. Долгосрочно ДВМП выглядит привлекательной инвестицией с потенциалом выплаты стабильных дивидендов, однако краткосрочно компания сфокусирована на инвестициях, что может оказывать давление на рост котировок.

Аэрофлот

Аэрофлот демонстрирует постепенное восстановление операционных и финансовых показателей. Пассажиропоток с начала года к августу увеличился на 16,2% г/г до 31,2 млн человек. Факторами роста служат позитивная динамика международных перелетов и умеренное снижение пассажиропотока на внутренних перелетах. Выручка за 1 полугодие 2023 года составила 252 млрд руб. (+40% г/г), однако чистая прибыль остается в отрицательной зоне -102 млрд руб. (скорр. чистая прибыль -20 млрд руб.). Текущий мультипликатор стоимости бизнеса EV/EBITDA 7x превышает исторические значения (5x до COVID-19). Компания до сих пор сталкивается с множеством проблем: запрет на полеты в недружественные страны, проблемы с лизингодателями по возврату самолетов, повышенные расходы на ремонт флота, рост цен на топливо, временный запрет на полеты на юг России, арест части флота. Из-за совокупности внутренних проблем и периодической необходимости в докапитализации мы считаем акции Аэрофлота непригодными для долгосрочного инвестирования.

Предварительная таблица с краткой справкой по российским транспортным компаниям представлена ниже. С учетом текущих рисков и рыночной оценки мы считаем, что акции Совкомфлота и ДВМП являются наиболее интересными инвестициями среди выборки, с нашим предпочтением в сторону Совкомфлота. Бумагу уже включили в МП "Российские акции" с долей более 5%. Итоговую таблицу с полным перечнем мы опубликуем завтра.  

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.