Магнит опубликовал финансовую отчетность по МСФО за 2022 г. и 1 кв. 2023 г. Компания показала сильные операционные результаты, но главной новостью для инвесторов стало тендерное размещение о выкупе акций у нерезидентов.
Сначала оценим текущее состояние потребительского спроса на продовольственные товары через объемы расходов потребителей в продуктовых магазинах относительно сопоставимой недели предшествующего года.
Изменение расходов в продуктовых магазинах (% г/г)
Источник: СберИндекс
С весны 2022 г. темпы роста потребительских расходов в продуктовых магазинах продолжают снижаться, тем не менее оставаясь в положительной зоне (средний рост на 7,9% с начала 2023 г.). Показатели роста находятся на уровне 7-8% в последние недели, отражая уверенную динамику рынка продовольственного ритейла. Как мы отмечали в статье с анализом рынка ритейла, население перешло на сберегательную модель потребления, и ритейлеры, представленные в сегменте дискаунтеров (Магнит, FixPrice и X5 Retail Group с магазинами «Чижик»), демонстрируют более высокие операционные показатели, переманивая трафик из гипермаркетов. Средний чек Магнита на 1 кв. 2023 г. составляет 407 руб. (+5,4% г/г), отражая экспозицию на клиентов, которые покупают продукты по низкой стоимости.
Средний чек ритейлеров, руб.
LFL продажи Магнита выросли на 6,1% в 1 кв. 2023 г. во многом благодаря росту среднего чека. Наибольший рост показывает формат «Магазинов у дома», подтверждая гипотезу об изменении поведенческих паттернов населения. С ориентацией на формат дискаунтеров Магнит удачно позиционирован с учетом текущей структуры спроса. С точки зрения операционной эффективности выручка на 1 кв. м у Магнита в 2022 г. и в Q1 2023 г. составила 248 руб./кв. м, что на 20% лучше показателя 2021 г. Во многом это было обеспечено закрытием магазинов с низкой эффективностью (закрыто 408 магазинов за 2022 г.).
Результаты LFL
Примечательно, что Магнит сумел нарастить трафик в существующие магазины по итогам 2022 г. и 1 кв. 2023 г., что удалось только X5 Retail Group среди прочих ритейлеров. Таким образом, Магнит и X5 Retail Group сумели переманить трафик у FixPrice, Ленты и Okey Group благодаря формату магазинов у дома и инвестициям в цены. Также в 1 кв. 2023 г. Магнит запустил формат «жесткого» дискаунтера под брендом В1 с открытием первых магазинов в Московской области. Новая сеть усилит присутствие компании в сегменте дискаунтеров и охватит еще больше покупателей.
Общая выручка Магнита выросла на 26,7% г/г (2 352 млрд руб.) по итогам 2022 г. и на 9,0% г/г (597 млрд руб.) по итогам 1 кв. 2023 г. за счет открытия новых магазинов и роста среднего чека. Компания активно работает над повышением операционной эффективности: было закрыто 408 магазинов при открытии 1 736 новых магазинов. По темпам открытия новых магазинов Магнит отстает от X5 Retail Group, который запустил 2 202 новые точки за 2022 г. (с учетом закрытий). Впрочем, общая торговая площадь Магнита составляет 9 623 тыс. кв. м (27 809 магазинов) и превышает торговую площадь X5 Retail Group (9 203 тыс. кв. м - 21 760 магазинов). Следовательно, Магнит имеет возможность поработать над улучшением операционной эффективности, показывая более низкие темпы роста открытия новых магазинов.
Выручка и EBITDA Магнита в 2018-2022 гг. и 1 кв. 2019-2023 гг. (млрд руб.)
Из-за агрессивной экспансии EBITDA компании отстает от уровня 2021 г. и первых кварталов 2022 г. Рентабельность компании находится под давлением во многом из-за интенсивного инвестирования в цены (промо) и роста потерь. Это связано с ростом потерь фруктов и овощей в результате увеличения их доли в продажах и увеличения транспортного плеча. Частично это компенсируется сокращением транспортных расходов благодаря росту эффективности использования собственного автопарка. Впрочем, в отличие от X5 Retail Group Магнит не испытывает проблемы с возросшими расходами на персонал. В результате показатель EBITDA в 1 кв. 2023 г. уменьшился на 6,4% г/г и составил 35,2 млрд руб. Рентабельность по EBITDA сократилась на 97 б.п. г/г и составила 5,9%. Выход новых магазинов на полную мощность должен положительно повлиять на рентабельность компании, однако мы не ожидаем кардинального прироста из-за продолжающегося усиления конкуренции и увеличения интенсивности промо в секторе.
На 31 марта 2023 г. чистый долг Магнита уменьшился на 17% г/г до 566 млрд руб. Долг полностью представлен в рублях, повторяя структуру выручки компании. Соотношение чистый долг / EBITDA составило 0,7x на конец 1 кв. 2023 г. по сравнению с 1,6x год назад. Долговая нагрузка комфортна для компании с учетом стабильности денежных потоков. Магнит не потратил денежные средства (315 млрд руб.) и нераспределенную прибыль (133 млрд руб.) на погашение долга в течение 2022 г. Часть средств (22,6 млрд руб.) будет направлена на выкуп акций у нерезидентов, оставляя возможность для выплаты части остатка в виде дивидендов в будущем.
В мае Магнит был исключен из первого котировального списка из-за отсутствия информации о новом составе совета директоров и финансовой отчетности за 2022 г. Компания решила вторую причину исключения, опубликовав отчетность за 2022 г., а запланированное утверждение управляющего директора 30 июня может со временем позволить вернуться в первый список.
Самым интересным анонсом от Магнита стало тендерное предложение о выкупе акций для нерезидентов. Магнит готов купить до 10% всех выпущенных акций с дисконтом к рынку 50% (по цене 2 215 руб. за акцию). На это компании потребуется 22,6 млрд руб., позволив извлечь до 27 млрд руб. прибыли. По состоянию на конец 2022 г. основной акционер Marathon Group владеет 29,2% акций, и 66,8% находятся в свободном обращении.
Структура акционерного капитала Магнита (до выкупа доли нерезидентов)
Чтобы не объявлять оферту, мажоритарий не должен владеть долей более 30%. Однако после байбэка Marathon Group может увеличить свою долю до 50% без оферты. Вероятнее всего выкуп доли нерезидентов будет осуществляться постепенно и за счет средств самого Магнита. При этом если Marathon Group желает получить контроль в компании, выкупив всю долю нерезидентов (~50%), то Магнит будет вынужден дополнительно потратить около 90 млрд руб. при выкупе с учетом дисконта 50% или 200 млрд руб. при выкупе по полной стоимости. Учитывая денежные средства на балансе (315 млрд руб.), Магнит может позволить себе обе опции.
Чистая прибыль на акцию в 2022 г. составила 285 руб. из-за списания 25 млрд руб. на гудвил в результате приобретения группы Дикси. При исключении обесценения гудвила чистая прибыль на акцию составляет 545 руб.
Чистая прибыль и дивиденды Магнита (руб./акция)
В расчете дивидендов за 2023 г. мы не учитываем, что оставшиеся после выкупа акций нерезидентов денежные средства будут распределены, а также рассматриваем фактическую чистую прибыль за 2022 г. В консервативном сценарии при выкупе только 10% акций Магнит может выплатить около 944 руб. на акцию за 2022-2023 гг., что соответствует дивидендной доходности 19,3%. Дивидендная политика Магнита не уточняет целевой размер выплат от чистой прибыли. Раньше Магнит выплачивал дивиденды два раза в год – за 9 месяцев и по итогам года. Тендерное размещение завершится 10 августа 2023 г., следовательно, Магнит потенциально сможет произвести выплату осенью-зимой 2023 г. Ключевым риском для миноритариев Магнита является возможная попытка компании стать частной (как Детский мир), что будет во многом определяться волей мажоритария Marathon Group.
Текущая оценка Магнита по мультипликаторам стоимости составляет 12,9x P/E и 3,8x EV/EBITDA, что ниже уровней 2018-2021 гг.
Мультипликаторы стоимости Магнита
Мы включили Магнит в наш модельный портфель «Российские акции» в конце мая с весом 5%, а сегодня нарастили долю до 15%, и позитивно оцениваем инвестиционную привлекательность компании даже после роста котировок, учитывая сильные операционные результаты, накопленные денежные средства и возврат к публикации отчетности по МСФО.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.