FESCO. Путь на восток

23 июня 2022 18:05

FESCO - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Группа владеет Владивостокским морским торговым портом, который является ключевой транзитной зоной для товаров из Азии в Россию и обратно. Этим активом обусловлено лидерство компании в сегменте перевозок через Дальний Восток в азиатские страны морскими путями.

Благодаря интегрированной логистической системе, компания обеспечивает доставку и транзит товаров во все регионы России и обслуживает важнейшие транспортные коридоры, соединяющие экономические центры Азии и Европы. У FESCO диверсифицированный флот, преимущественно состоящий из сухогрузов.

Бизнес-модель компании

Компания выделяет четыре основных “дивизиона” своего бизнеса: портовый, железнодорожный, морской, топливный. В состав FESCO также входит линейно-логистический дивизион (ЛЛД), который занимается интеграцией предыдущих четырех направлений для предоставления клиентам комплексного сервиса.

ЛЛД. В линейно-логистическом дивизионе осуществляются линейные перевозки и транспортно-экспедиционное обслуживание. Фактически данный сегмент включает в себя продажу готового решения по доставке грузов от “двери” до “двери” и состоит из решений, оставшихся дивизионов. ЛЛД - это крупнейшее бизнес-подразделение компании, выручка от которого за 2021 год составила 93 млрд руб.

Портовый дивизион. Второй по размерам дивизион компании. В рамках данного сегмента компания предоставляет доступ к инфраструктуре порта, а также оказывает погрузочно-разгрузочные услуги, стивидорное обслуживание и сервисы по хранению и сдаче в аренду контейнеров.

Железнодорожный дивизион осуществляет перевозки как в качестве оператора, так и в качестве агента, через собственные и арендованные локомотивы. FESCO входит в TOP-10 крупнейших российских частных железнодорожных операторов, а ее парк фитинговых платформ (платформа для перевозки контейнеров по ж/д путям)  составляет 9 тыс. единиц. 

Морской дивизион осуществляет морские перевозки преимущественно через дальневосточный  и арктический бассейны. Флот компании состоит из 21 судна общей грузовместимостью 349 тыс. тонн. Преимущественно флот состоит из контейнеровозов и балкеров (судов навалочных грузов), большая часть из которых задействована на собственных каботажных и экспортно-импортных морских линиях, которыми управляет Линейно-логистический дивизион. 

Топливный дивизион оказывает полный комплекс услуг по бункеровке (заправке) собственного флота и транспортных судов в портах Дальнего Востока России. Также компания организует снабжение флота FESCO бункерными нефтепродуктами в иностранных портах в качестве топливного агента.

Корпоративный конфликт

В 2020 году у компании появились новые акционеры - на смену GHP Group Марка Гарбера (владела 23,8% акций Fesco) и американскому фонду TPG Capital (владела 17,4% акций Fesco ) пришли Андрей Северилов (владеет 23,8% ) и Михаил Рабинович (владеет 17,4%).  Они обвинили крупнейшего акционера группы Зиявудина Магомедова в выводе из FESCO $1 млрд. Ранее Бизнесмен занимал у компании деньги для покупки ее же акций, но так и не вернул. На данный момент конфликт еще не решен, а сам Магомедов говорит о "рейдерском захвате".

Драйверы роста компании

- FESCO активно модернизирует внутреннюю инфраструктуру, что обеспечивает рост операционной эффективности компании.

- На фоне западных санкций экспорт/импорт из России переориентируется на восток, где главным бенефициаром выступает Дальневосточный регион. За январь-апрель общая перевалка контейнеров в терминалах региона выросла более чем на 15% - до 383 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте).

- Компания нарастила капитальные расходы в 2021 году. Более 80% средств было потрачено на покупку 3 новых кораблей, увеличение контейнерного парка на 29% (до 109 тыс. TEU) и приобретение фитинговых платформ.

- Вследствие корпоративных перестановок и конфликта между акционерами, в 2020 году был выдвинут иск о взыскании долга со структур ее совладельца Зиявудина Магомедова (владеет 32,5% акциями FESCO) в размере $1 млрд. Если эти деньги будут возвращены в структуру компании или доля Магомедова будет продана, то это станет дополнительным драйвером для роста FESCO.

Риски компании

- Общий транзит грузов через Россию снизился, что может негативно сказаться на финансовых результатах компании.

- Ключевым лимитирующим фактором выступает пропускная способность инфраструктуры дальневосточных портов и ж/д сообщений.

- Компания не подходит для дивидендной стратегии, поскольку FESCO будет воздерживаться от выплаты дивидендов в ближайшие 2-3 года. По заявлению менеджмента, свободные денежные средства будут направлены на капитальные расходы.

- Корпоративный конфликт с Магомедовым может затянуться и привести к снижению операционной эффективности бизнеса т.к. основной фокус будет смещен на борьбу между действующими акционерами. Как пример можно привести кейс с Petropavlovsk, где компания потеряла свою эффективность, активы и конкурентоспособность на рынке.

- Акции компании неликвидны - за последний месяц средний объем торгов в день составил 50 млн руб.

Подведем итоги

Компания выглядит привлекательной по рыночным оценкам, FESCO торгуется на уровне 2,5х по мультипликатору P/E, что вблизи средних значений за последние 3 года. С другой стороны, разворот на восток создает условия для роста загрузки логистических мощностей компании с учетом ухода западных компаний с рынка РФ. Негативным фактором для компании выступает падение трафика на фоне снижения экономической деятельности в РФ и транзита товаров из Европы в Азию.

FESCO имеет относительно низкую долговую нагрузку, чистый долг/EBITDA равен 0,5x. Это дает возможность для привлечения дополнительного финансирования в целях расширения бизнеса.

Смена акционеров и менеджмента компании положительно сказались на бизнесе компании. Ожидается, что изменения корпоративной структуры и дальше будут способствовать росту эффективности бизнеса.

Мы положительно смотрим на бизнес компании и считаем акции FESCO интересными для долгосрочного инвестирования.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту