Яндекс занимает существенную долю в портфеле А-Клуба, поэтому мы подробнее остановимся как на текущей бизнес-модели компании, так и финансовых результатах за 3 квартал.
На данный момент Яндекс является ключевой ИТ компанией России, с точки зрения важности продуктов для российской экономики и общества. Не стоит забывать, что за последние годы Яндекс стал мягкой силой (soft power) на рынках СНГ благодаря первоклассному продукту и сервису, которым нет аналогов на русскоговорящем пространстве.
Ядро Яндекса как на внутреннем, так и внешних рынках составляют Поиск, Такси, Карты и Еда. В ближайшие годы локомотивом роста могут стать Развлечения (в первую очередь Кинопоиск и Музыка), Плюс, Финтех и B2B решения. Перспективными продуктами будущего могут стать Автономный транспорт, Алиса и Yandex GPT.
Продуктовая матрица Яндекса включает 90 сервисов и отражает настоящую экосистемную платформу, синергия в которой еще не реализована в полной мере.
Экосистема продуктов Яндекса
Источник: данные Компании
По насыщенности продуктовой линейки Яндекс находится на одном уровне с мировыми software лидерами. Это стало возможным благодаря низкой конкуренции на рынке РФ и СНГ, а также высокому качеству сервисов, не уступающих иностранным компаниям-аналогам.
Сравнение Яндекса с мировыми лидерами ИТ
* Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ
Источник: данные Компании
Финансовые показатели Яндекса традиционно превзошли ожидания аналитиков. Рост выручки в 3 квартале составил 36%. Продолжилось постепенное замедление рекламного ядра (+26% г/г), которое компенсируется электронной коммерцией (+45% г/г) и прочими бизнес-юнитами (+65% г/г).
Структура выручки* Яндекса, млрд руб.
* Без учета внутрисегментных расчетов
Источник: данные Компании
Темпы роста сегмента «Поиск и портал» по-прежнему превышают 25%, что обеспечивается увеличением доли на российском поисковом рынке (рост на рекордные с 2015 года 2,9 п.п. до 65,5%). Это возможно благодаря продолжающемуся развитию Яндекс Браузера и внедрению ИИ-сервиса Нейро в Поиск.
Отдельно стоит выделить электронную коммерцию, которая включает Яндекс Маркет, Еду и Лавку. Рост GMV сервиса (+51% г/г) уступает Ozon, однако менеджмент менее активно инвестирует в цены, имея более высокий потенциал для нормализации прибыльности, в том числе благодаря интеграции с Финтех.
По итогам года менеджмент сохранил гайденс по росту выручки на 38-40%, что является вполне достижимым показателем с учетом сезонности последнего квартала.
В вопросе EBITDA Яндекс преподнес сюрприз. Рентабельность в 3 квартале приблизилась к 20%, что стало следствием снижения убытков по прочим бизнес-юнитам и росту EBITDA в сегменте «Плюс и развлекательные сервисы».
Структура скорр. EBITDA Яндекса, млрд руб.
Источник: данные Компании
По итогам года менеджмент целится на рентабельность по EBITDA на уровне 15,5%, что предполагает резкое снижение данного показателя в 4 квартале до 9,2%. Мы полагаем, что менеджмент консервативно подходит к прогнозу операционной прибыли и фактические данные могут вновь превысить ожидания аналитиков.
Фактически за последние годы Яндекс сумел занять монопольное положение на рынке Поиска и Такси, генерируя по данным стримам стабильно высокую прибыль, которая идет на развитие перспективных сервисов – во многом на Яндекс Маркет и перспективные продукты (автономный транспорт, облачные сервисы, образовательные платформы и другие экспериментальные продукты). Наравне с Ozon, Яндекс продолжает развивать сегмент Финтех, увеличивая собственный капитал Яндекс-банка (17,3 млрд руб. на сентябрь). Как мы видим по результатам Ozon, развитие продуктов финтеха для Яндекс Маркета (в первую очередь рассрочка для физлиц) может вывести данный сегмент в прибыльность.
Собственный капитал Банков маркетплейсов, млрд руб.
Источник: Коммерсантъ
Чистая прибыль Яндекса в 3 квартале вновь на рекордном уровне – 25,1 млрд руб. Рентабельность уже превышает 9%, отражая улучшение по EBITDA, уход убыточных бизнесов в нидерландский Nebius (бывшая материнская компания), а также постепенный выход флагманских продуктов на стадию генерации денежного потока после бурного роста.
Мультипликаторы стоимости Яндекса отражают рекордно низкую оценку. Безусловно, Яндекс постепенно замедляется в темпах роста, что компенсируется увеличением прибыльности бизнеса, а также наличием новых драйверов в виде перспективных продуктов.
Мультипликаторы стоимости бизнеса Яндекс
Источник: А-Клуб
Взгляд А-Клуба
Яндекс по-прежнему сохраняет статус нашего фаворита в ИТ-секторе. Сейчас компания занимает вес лишь 4,1% в индексе Мосбиржи. Долгосрочно Яндекс может стать главной голубой фишкой российского рынка наравне со Сбербанком. Наш таргет составляет 5077 руб., а текущая цена представляет интерес для формирования позиции в эмитенте.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.