Мы запускаем серию образовательно-теоретических постов, в которых разберем термины, понятия и концепции, часто используемые профессиональными инвесторами при принятии решений.
В первом таком посте мы решили поговорить про коэффициент Р/Е, или price to earnings – самый часто-используемый мультипликатор для сравнительной оценки акций. Казалось бы, все просто: берем 2 компании, сравниваем уровень Р/Е и покупаем ту, у котором Р/Е меньше, т.к. «она дешевле». Такой подход очень часто используется инвесторами, и столь же часто он оказывается ошибочным.
Вообще, использование Р/Е для сравнения сопоставимых компаний выглядит логичным. Фактически, мы сравниваем «окупаемость» инвестиций. Если мы платим 100 долларов за компанию, ежегодная чистая прибыль которой 10 долларов, «срок окупаемости» (он же Р/Е) составит 10 лет. Тем не менее, выбирать исключительно акции с низким Р/Е – это проигрышная стратегия, т.к. зачастую низкий Р/Е будет обозначать ничто иное, как неуверенность инвесторов в будущих результатах компании.
Ниже – несколько конкретных практических советов по правильному использованию показателя Р/Е.
Правило 1. Используйте Р/Е только для сопоставимых компаний, лучше из одной и той же отрасли. Сравнивать McDonald’s и Netflix по Р/Е неправильно, т.к. это разные бизнес-модели, разные уровни рентабельности, разные темпы роста и т.д. Также не всегда корректно сравнивать Р/Е отдельной компании с широким фондовым индексом, например S&P 500. Для лучших результатов используйте сравнение именно со специализированными индексами.
Правило 2. Старайтесь использовать Р/Е, рассчитанный исходя из будущих прибылей, то есть так называемый форвардный Р/Е. На всех информационных ресурсах по умолчанию берется Р/Е, рассчитанный по LTM прибыли – Last Twelve Months, то есть по фактическим, задокументированным результатам компании. Форвардный Р/Е более информативный, т.к. он позволяет оценить, оценку компании на основании рыночных ожиданий.
Правило 3. Сопоставляйте уровень Р/Е с темпами роста прибыли компании. Простой математический пример. У компании с LTM Р/Е 100х прибыль ежегодно растет двукратными темпами. Это значит, что форвардный Р/Е на следующий год будет уже 50х, а через 2 года – всего лишь 25х, что не выглядит завышенным показателем. Из двух компаний с одинаковым Р/Е следует отдавать предпочтение той, у которой ожидаемые темпы роста выше.
Наконец, мыслите критически. Очень часто низкие уровни Р/Е действительно означают, что компания дешевая. Однако, как говорят "a stock is cheap for a reason". Компании с Р/Е значительно ниже средних по сектору значений, как правило, имеют повышенные риски реализации своей стратегии и достижения высоких финансовых показателей в будущем. Это не значит, что показатели будут плохие. Просто вероятность их достижения не столь высока.
Чтобы прочувствовать этот тезис, можно перевернуть показатель, разделив E (earnings) на Р (капитализация). Тогда мы получим earnings yield – что-то вроде текущей доходности. Для компании с Р/Е 50х earnings yield составит 2% (1/50), а для компании с Р/Е 15х earnings yield составит 6,7%. И здесь будет работать то же правило, что и для облигаций: в инструментах с «доходностью» 2% риски ниже, чем в инструментах с доходностью 6,7%.
Итак, Р/Е – это крайне удобный, но не всегда очевидный показатель, использовать который нужно с оглядкой на отраслевую специфику, темпы роста, особенности конкретной компании. Выбирать акции на основании Р/Е можно только в случае, если в нашей выборке только сопоставимые эмитенты.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту