Препарация проекта бюджета на 2025 год

2 октября 2024 17:42

Начнем с хороших новостей – проект бюджета не выглядит проинфляционным. И это может оказать влияние на решение по ставке и прогнозы Банка России в октябре. Впрочем, есть ряд моментов, на которые точно обратит внимание регулятор.

В данном материале мы рассмотрим подробнее ключевые моменты основного финансового документа.

Общие данные

С 2025 года поступления доходов и объем расходных обязательств бюджета будет обеспечивать первичный структурный баланс в соответствии с параметрами "бюджетных правил". Дефицит бюджета снизится с 1,7% до 0,5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит с 7,5% до 5,6%.

В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета до 40,3 трлн рублей (+ 11,6 % к 2024 году). По отношению к ВВП доходы увеличатся до 18,8 % в 2025 году, а затем снизятся до 18,1 % ВВП в 2026 году и 17,4 % ВВП в 2027 году. Снижение по отношению к ВВП прогнозируется главным образом в части нефтегазовых доходов, ненефтегазовые доходы останутся на стабильном уровне.

Расходы в свою очередь вырастут до 41,5 трлн рублей (+5,2% к 2024 году), что эквивалентно 18% прогнозного ВВП 2025 года. Впрочем, основной сюрприз был заложен в виде роста расходов в 2024 году на 1,5 трлн рублей, которые будут профинансированы за счет накопленных остатков на счетах Минфина в банках.

Доходы

Структура доходов бюджета порадовала ростом её устойчивости к внешним факторам. Доля нефтегазовых доходов будет постепенно снижаться с 31,3% до 22,6% за период 2024-2027 гг. Для этого есть ряд предпосылок: отмена специального НДПИ для Газпрома (600 млрд рублей), увеличение доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения и ценовой конъюнктурой.

Ненефтегазовые доходы имеют больше всего сюрпризов, в том числе за счет внесения изменений в налоговом законодательстве в 2024 году, а также повышения утилизационных сборов на автомобили. Существенный вклад внесли оборотные налоги, налог на прибыль, НДФЛ и утилизационные сборы.

Расходы

В статьях расходов особое внимание привлекает «Национальная оборона», которая составляет 32,5% всех госрасходов. Впрочем, наблюдает постепенное снижение расходов по этой статье в 2026 и 2027 годах на 5,1% и 3,1% относительно 2024 года, что является позитивным сигналом.

Сюрпризом выступил рост расходов на обслуживание долга с 3,2 трлн рублей до 3,6 трлн к 2027 году. Бюджет готовят к более длительному периоду высоких ставок, что добавляет некоторых запас прочности на сценарий смягчения ДКП.

Источники финансирования

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования. Общий объем государственных заимствований составит 3,26 трлн рублей, а госдолг вырастет до 35,4 трлн рублей или 16,5% ВВП. Основной неопределенностью выступает стратегия Минфина на долговых рынках, особенно учитывая структуру погашений в 2025 году.

В рамках бюджета заложено пополнение Фонда национального благосостояния на 1,6 трлн рублей в основном за счет нефтегазовых доходов.

Сюрпризы бюджета для инфляции

В прогнозе Министерства экономического развития (формирует предпосылки для бюджета) были опубликованы данные по повышению коммунальных тарифов на 11,9%, а также тарифов РЖД на 10,2% (пассажирские)-13,8% (грузовые). Кроме того, повышение налога на прибыль, существенное повышение утилизационного сбора на автомобили (эффект будет в октябре 2024) будут перекладываться в цены на конечную продукцию. Совокупно, эти эффекты дают около 1,8-2 п.п. в инфляцию. Вероятно, на такие вводные обратит внимание Банк России на октябрьском заседании.

Взгляд А-Клуба

Бюджет не выглядит проинфляционным в отличие от 2024 года, а роль нефтегазовых доходов постепенно снижается с 31,3% до 22,6% к 2027 году. Снижение чувствительности бюджета к ценам на нефть выступает хорошим сигналом для устойчивости экономики и курса рубля.

Изменения в налоговом законодательстве и повышение тарифов позитивно влияет на инфляцию, но негативно на совокупный спрос в экономике. Это накладывается еще на жесткую ДКП от Банка России и умеренный бюджетный импульс, что в общем будет приводить к охлаждению экономики. Такой подход ЦБ и Минфина выглядит логичным в рамках задачи Владимира Путина по координации действий в рамках сдерживания инфляции.

Добавим дисклеймер, что мнение о бюджете может поменяться, если будут внесены существенные изменения по мере его принятия или реализации в течение 2025 года. Подобное мы уже наблюдали в 2024 году.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.