Ozon и ВК: отчёты с нюансами

8 августа 2024 16:00

Ключевая информация

Ozon

На этой неделе Ozon представил финансовую отчетность за 2 квартал. Инвесторы следят за двумя показателями в Ozon – это оборот платформы (GMV) и EBITDA. Во 2 квартале GMV вырос на 70% г/г до рекордных 633 млрд руб. По году менеджмент целится на рост на те же 70%, что выглядит выполнимой задачей, несмотря на некоторое замедление на всех интернет-площадках. По-прежнему ключевым драйвером роста является увеличение количества заказов.

Операционные показатели Ozon, млн

Источник: данные компании

Второй фактор – EBITDA. Она снизилась на 0,7 млрд руб. вследствие инвестиций в экспансию и высокой инфляции стоимости труда. Для сохранения опережающих индустрию темпов роста Ozon вынужден инвестировать в цены за счет снижения комиссий с продавцов. Во 2 квартале доля комиссий маркетплейса от оборота стала наименьшей за последние 3 года – 6% против среднего значения 10,5%.

Высокая база EBITDA 1 квартала (9,3 млрд руб.) должна позволить Ozon остаться в положительной зоне по итогам года. Тем не менее текущий результат не оправдал ожидания инвесторов относительно возможности компании стабильно генерировать прибыль.

GMV (оборот) и EBITDA Ozon, млрд руб.

Источник: данные Компании

Отдельно упомянем сегмент Финтех. Его выручка увеличилась более чем на 200% до 18,4 млрд руб., при EBITDA 5,9 млрд руб. Финтех становится ядром доходной части бизнеса. Интернет-площадка является источником клиентской базы, которая монетизируется финансовыми услугами (BNPL – онлайн-рассрочка). Количество активных пользователей Финтеха превышает 24 млн (почти половина всей базы маркетплейса). Для сравнения у МТС Банка активная аудитория составляет 16 млн клиентов.

Одновременно третий квартал подряд наблюдается замедление роста выручки. Собственные доходы компании (чистая выручка и продажа собственных товаров) в 1 полугодии выросли на 31% г/г, что более чем в 2 раза ниже темпов увеличения оборота платформы.

Выручка и валовая прибыль Ozon, млрд руб.

Источник: данные Компании

Несмотря на чистую денежную позицию, у Ozon наблюдается рост процентных расходов до 11,8 млрд руб. за 2 квартал, что превышает четверть операционного денежного потока компании и начинает приближаться к капитальным затратам. Следовательно, долговая нагрузка Ozon становится материальной для целей расширения бизнеса.

Текущая оценка по EV/GMV содержит дисконт к средним историческим уровням, однако это связано как с общей коррекцией на рынке, так и скромными финансовыми показателями.

Мультипликаторы стоимости бизнеса Ozon

Источник: А-Клуб

Отметим, что оценка Ozon по мультипликатору P/S (1,51x) находится на уровне Яндекса (1,57x). При этом Ozon уже растет меньшими темпами – 31% против 42% – на существенно уступающей маржинальности – 3,5% против 14,9%.

Акции Ozon могут быть под давлением в ближайшее время в результате слабой ожидаемой динамики EBITDA, а также отсутствия новостей о редомициляции. Мы сохраняем нейтральный взгляд на эмитента, отдавая предпочтение уже переехавшему в РФ Яндексу.

ВК

ВК окончательно перешел на полугодовую отчетность, не раскрывая разбивку финансовых результатов поквартально. Темпы роста выручки продолжают снижение: рост на 23% г/г до 70,2 млрд руб. Структура доходов остается крайне стабильной с определяющим фактором сегмента «Социальные платформы и медиаконтент». Здесь ключевым драйвером выступает ВКонтакте, демонстрирующий рост аудитории и ее вовлеченности. Также сохраняется опережающая динамика направления «Технологии для бизнеса» (VK Tech, Cloud, WorkSpace, HR-сервисы).

Структура выручки ВК, млрд руб.

Источник: данные Компании

С началом замедления YouTube стоит ожидать дальнейший рост аудитории VK Видео. Однако одновременно с этим мы ждем увеличение расходов на вознаграждения за медиаконтент, направленных на привлечение блогеров. Текущая бизнес-модель ВК не позволяет рассчитывать на улучшение прибыльности бизнеса в связи с потенциальным притоком аудитории в VK Видео.

EBITDA в 1 полугодии вновь вернулась в отрицательную зону, и мы ожидаем дальнейшего снижения во 2 полугодии. При этом рентабельность зрелого сегмента «Социальные платформы и медиаконтент» составила 10,4%. ВК масштабно инвестирует в развитие новых продуктов и привлечение персонала, однако это не транслируется в соответствующие темпы роста.

Структура EBITDA ВК, млрд руб.

Источник: данные Компании

В разрезе чистой прибыли и свободного денежного потока ВК продолжает “сжигать” денежные средства колоссальными темпами. При этом важно отметить нарастающие расходы на персонал и долг, которые являются стабильными и не зависят от показателей бизнеса. Их суммарный объем составляет 2/3 от выручки ВК, что не позволяет рассчитывать на улучшение рентабельности в будущем.

Финансовые показатели ВК, млрд руб.

Источник: данные Компании

Чистый долг ВК также продолжает расти и составляет уже значительные 141 млрд руб. Несмотря на низкую стоимость обслуживания, ВК уже начинает испытывать давление процентных доходов на возможность обеспечивать развитие платформы и двузначные темпы роста выручки. В дальнейшем мы не исключаем возможность докапитализации ВК со стороны ключевого акционера.

ВК, как и Ozon, находится в цикле активных инвестиций. Однако компания показывает более низкие темпы роста, а в текущей бизнес-модели не просматривается возможность генерировать существенные денежные потоки.

Сравнительная оценка по российским ИТ-компаниям приведена в таблице ниже.

Сравнительная оценка ИТ-компаний

Источник: А-Клуб

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.