Сегодня стартует сбор заявок по участию в сделке pre-IPO компании «Бери заряд!» (БЗ). Бери заряд является крупнейшим в России сервисом аренды зарядных устройств (пауэрбанков). В данном материале мы подробнее расскажем про компанию, рынок, оценку и потенциальную доходность от инвестиции.
Ключевая информация
Обзор бизнеса
Бери заряд является крупнейшей сетью аренды зарядных устройств за пределами Азии. Компания присутствует на российском рынке с 2018 года. Клиентская база превышает 4 млн пользователей со средним ежемесячным ростом более 150 тыс. человек. Пауэрбанки Бери заряда доступны в 4 странах (Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан), 97 городах и 21 тыс. локаций. Владельцы мест размещения станций Бери заряда заинтересованы в установке аппаратов, потому что это повышает посещаемость и служит дополнительным источником доходов.
Как работает сервис аренды зарядок? Клиент устанавливает приложение Бери заряда и с помощью него оплачивает заряд, согласно подходящему тарифу. При этом вернуть заряд возможно в любой доступной локации сервиса, включая другие города. Аппараты сервиса присутствуют во всех популярных локациях: кафе, торговых центрах, продуктовых магазинах и др. Регистрация нового пользователя в среднем занимает 1 минуту, а время сдачи заряда – 15 секунд.
Типы аппаратов Бери заряд
Источник: сайт Компании
Аппараты и аккумуляторы Бери заряда поставляются из Китая. Благодаря долгосрочному взаимодействию с китайскими поставщиками и крупнейшим закупкам в Россию Бери заряд имеет возможность закупать оборудование по сниженным ценам, также обладая гибкостью в вопросах выбора white-label решений.
Бери заряд является безусловным лидером рынка, обладая наибольшим количеством станций и долей 70%. Конкурентными преимуществами Бери заряда являются:
- Единственная на рынке компания со своим ПО
- Крупнейшая база пользователей: 4 млн
- Самое широкое региональное покрытие: 97 городов (ближайший конкурент – 44)
- Крупнейшая сеть партнёрств
Партнерские интеграции позволяют увеличить узнаваемость бренда и удовлетворенность сервисом. На данный момент автоматы Бери заряда есть во всех магазинах Азубка вкуса, на всех вокзалах городов-милионников, а также практически в каждом Burger King и Cofix. В 2023 году реализована ситуативной интеграции с сервисом Яндекс.Курьер и Urent, когда пользователи получают умные push-уведомления о ближайшей станции Бери заряда при разрядке телефона. На данный момент компания согласовывает множество новых партнерств, включая возможность установки зарядных станций в отделениях Альфа-Банка.
Сравнение с конкурентами отражает доминирующее положение Бери заряда не только с точки зрения удобства сервиса, но и бизнес-показателей.
Конкурентный анализ Бери заряда
Источник: А-Клуб, данные Компании
Благодаря раннему выходу на рынок Бери заряд не только сумел выстроить эффективные бизнес-процессы, но и сформировал репутацию и бренд, особенно популярный среди молодежи. Сформировав поведенческие паттерны, компания овладевает лояльной многомилионной аудиторией, ценящей экосистему Бери заряда. Она будет монетизирована за счет баннерной рекламы в приложении и на автоматах, а также с запуском зонтичных брендов в области автомобильных зарядок, шеринга Wi-Fi и др.
Доля рынка Бери заряда по числу станций
Источник: данные Компании
Помимо классической транзакционной аренды (73% в выручке) Бери заряд имеет несколько бизнес-моделей. Модель подписки (7% в выручке) предполагает покупку абонемента на пользование пауэрбанками. Модель B2B франшизы (20% в выручке) заключается в покупке оборудования и ПО у Бери заряда клиентом с ежемесячным роялти в размере 20-50% от выручки. Также компания реализует white-label решения и планирует внедрение рекламы с размещением объявлений на автоматах или в приложении.
Unit-экономика автомата обеспечивает окупаемость в течение 11-12 месяцев. Дальнейший рост тарифов позволит увеличить средний чек и повышать эффективность базовой экономики станций. Также источниками улучшения станет рост частотности аренд с запуском умных push-уведомлений, использование гибкой тарификации в час-пик, а также введение системы кэшбека.
Финансовые результаты
В отличие от классических венчурных компаний с высокими темпами роста и инновационной бизнес-моделью Бери заряд также радует рентабельностью бизнеса уже здесь и сейчас. Исторические темпы роста выручки – трёхзначные, а ожидаемый средний темп роста доходов (CAGR) до 2026 года составляет 82%. Ключевые драйверы – дальнейшее масштабирование за счет установки новых станций, географического расширения, новых партнерств и запуска рекламы.
Выручка и EBITDA Бери заряда, млн руб.
Источник: данные Компании, А-Клуб
Рентабельность по EBITDA у Бери заряда за 2024 год уже находится на высоком уровне 14%, что выше, чем у Яндекса (12%), ВК (0,4%), Софтлайна (4,9%) и многих других. Дальнейшее улучшение рентабельности ожидается благодаря увеличению тарифов, запуску рекламы, росту партнерских интеграций, а также по мере снижения темпов масштабирования. К 2026 году мы ожидаем рост выручки в более чем в 5 раз, EBITDA – более чем в 11 раз. За 3 года компания ожидает в 5 раз нарастить количество активных станций до 107 тыс. штук, консервативно оценивая увеличение среднего чека на 25% до 208 руб.
Недавно компания получила кредитный рейтинг BBB- от «Эксперт РА». Агентство отмечает умеренно сильный рыночные и конкурентные позиции, комфортную долговую нагрузку и умеренно низкие корпоративные риски. Чистый долг компании отрицательный.
Стратегия развития
Продуктовая стратегия на ближайшие год включает продуктовую интеграцию с экосистемами и телекомами, запуск push-уведомлений, продажи рекламы, гибкой тарификации в час-пик, инфраструктурные партнерства и установки, введение системы кэшбэка, запуск зонтичных брендов и развитие международных проектов.
Стратегически дорожная карта до 2026 года включает:
1. Проведение pre-IPO
2. Внедрение МСФО отчетности
3. Закрепление прав акционеров для реализации стратегии развития
4. Реализация политики выплаты дивидендов
5. Приглашение независимых директоров
6. Масштабирование бизнеса в СНГ
7. Выход на IPO
Ключевые риски
- Ценовая конкуренция
- Рост расходов на закупку оборудования в иностранной валюте
- Ухудшение макроэкономической ситуации
- Разработка сверхинновационных аккумуляторов, кратно увеличивающих время работы смартфонов
Оценка бизнеса
Бери заряд намерен привлечь 750 млн руб.: 60% будет направлено на приобретение нового оборудования, 30% - на разработку и доработку ИТ-систем и ПО, 10% - на рекламу, маркетинг и найм персонала.
Сделка осуществляется по оценке акционерного капитала (Equity) 4,5 млрд руб. с применением мультипликатора 1,9 EV/Выручка. Это отражает дисконт около 40% к мультипликаторам IPO Whoosh и Делимобиля. При этом Бери заряд имеет более высокие темпы роста, чем публичные компании-аналоги.
Сравнительная оценка Бери заряда
Источник: А-Клуб
Бери заряд планирует провести IPO в 1-м полугодии 2026 года. Даже текущие финансовые показатели компании отражают достаточную зрелось для первичного размещения на Мосбирже с учетом выручки 1,9 млрд руб. в 2023 году и EBITDA 0,3 млрд руб. К 2026 году Бери заряд подойдет с прогнозной выручкой 10,6 млрд руб. и EBITDA 2,9 млрд руб. Ориентируясь на оценку Whoosh, Делимобиль на момент IPO и сделку по продаже Urent в начале 2024 г., диапазон потенциальной стоимости Бери заряда составляет 23,3-30,4 млрд руб. Это соответствует росту вложений на момент pre-IPO в 4,2-5,8x (середина диапазона – 5,0x).
Расчет потенциальной стоимости Бери заряда
Источник: А-Клуб
Таким образом, благодаря кратному росту финансовых показателей в ближайшие два года даже при IPO на условиях текущего раунда финансирования стоимость Бери заряда потенциально составит 20,2 млрд руб., что в 4,5x раза выше текущей оценки.
Взгляд А-Клуба
С учетом выгодной оценки текущего раунда, сильных финансовых показателей и устоявшейся бизнес-модели мы считаем, что pre-IPO Бери заряда является инвестиционно привлекательной историей на горизонте 2 лет под потенциальное IPO. Принять участие можно до 28 июня. Подать заявку можно только через Альфа-Инвестиции и ЛК, пройдя тест, если вы не являетесь квалифицированным инвестором.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту.