Facebook – крупнейшая социальная сеть и одноименная американская компания, которая занимает ключевые позиции на рынке онлайн-рекламы и социальных сетей. На данный момент компании принадлежат всемирно узнаваемые социальные платформы Facebook, Instagram и WhatsApp. Facebook был основан в 2004 году, а в 2012 году в ходе IPO разместился на NASDAQ по $38 за акцию. С тех пор котировки выросли в 9 раз.
Для понимания масштабов приведем некоторую статистику из отчета компании за за 2 кв. 2021 года. Ежедневное количество активных пользователей только социальной сети Facebook составляет 1.9 млрд человек. А если рассматривать все семейство приложений, то количество пользователей возрастает до 2.8 млрд – более 30% населения планеты.
Основной доход Facebook получает от рекламы, а значит компания стала одним из ключевых бенефициаров ускоренной «пандемийной» диджитализации. По данным информпортала Statista рынок онлайн-рекламы до 2024 года будет расти ежегодными темпами на 14% и достигнет объема $646 млрд. При этом текущая доля Facebook на рынке цифровой рекламы США составляет 25,2%, что лишь на 3,7% меньше чем у лидера рынка – Google. Более 90% рекламодателей США покупают рекламу на контролируемых Facebook площадках, включая саму соцсеть и Instagram.
Потенциальным источником роста капитализации может стать более глубокое проникновение азиатские рынки, прежде всего Индию. Индия – это второй после Китая по величине рынок интернет-пользователей (более 560 млн человек). При этом уровень проникновения интернета среди индийского населения за 2020 год составил около 50% (потенциал для роста), а сервисами Facebook пользуются лишь 25% населения, тогда как в США 61% (потенциал для роста).
Отдельно стоит отметить активность Facebook по развитию AR и VR сервисов (дополненная и виртуальная реальность). Объем данного рынка к 2025 году может составить $163 млрд. (среднегодовые темпы роста на 46%). Здесь компания уже имеет дочернее предприятие Oculus VR, которое специализируется на создании аппаратного и программного обеспечения для виртуальной реальности. Кроме того, Facebook регулярно приобретает разработчиков контента для дополненной реальности: Pebbles Interfaces (2015), The Eye Tribe (2016), Beat Games (2019) и Ready At Dawn (2020). Очевидно, что с такой M&A активность Facebook целится в лидеры данного зарождающегося направления.
В течение 2020 финансового года эмитент выделил $18.45 млрд на R&D, что составляет 21% дохода эмитента. Это очень высокий показатель. Тем не менее Facebook не платит дивидендов, но с лихвой компенсирует это щедрыми программами “BayBack -ов”. Так в 2021 руководство компании объявило о новой программе на $ 25 млрд. Ранее эмитент также запускал программу по обратному выкупу на $ 34 млрд.
Что с рисками?
Системными рисками для Facebook, как и для других bigtech-ов, является возможное повышение корпоративных налогов на прибыль, а также давление со стороны антимонопольных регуляторов. Ранее мы уже описывали эти сценарии в посте, посвящённому Google. Отдельно стоит упомянуть возможность наложения регуляторами ограничений на M&A сделки в сегменте социальных платформ (к этому относятся и AR/VR платформы). В базовом сценарии это может привести к падению маржинальности компании, поскольку Facebook покупает перспективных и инновационных конкурентов для повышения эффективности и улучшения качества бизнеса.
Специфическая “ахиллесова пята” бизнес-модели Facebook – это низкая диверсификация бизнеса и доходов. Как уже было отмечено, практически вся выручка компании приходится на сегмент рекламы. На текущий момент это некритично, однако, учитывая антимонопольное давление, компании стоит взять пример с Google и сосредоточится на развитии нерекламных сегментов бизнеса.
В части конкурентной среды не можем не отметить ByteDance (TikTok) - молодого и перспективный игрока, способного потеснить Facebook на мировой арене интернет-рекламы. Недавно TikTok анонсировала новые функции, которые позволяют самым популярным пользователям делиться ссылками на товары и автоматически получать комиссию за продажи. Сейчас, в рамках пилотного проекта TikTok сотрудничает с Shopify - планируется разрешить продавцам добавлять вкладку покупок в свой профиль в TikTok. Учитывая высокою популярность среди молодежи новая соцсеть станет ощутимым конкурентом для Facebook и может ограничить “гегемонию” в сфере онлайн-рекламы.
Давайте подведём итоги.
Facebook – стабильная компания, монополист рынка социальных сетей и лидер рынка цифровой рекламы. Он обладает значительными денежными запасами и, что самое главное, умеет ими грамотно распоряжаться – у компании за плечами ряд знаковых M&A сделок (самый яркий пример – Whatsapp). Накопленный запас финансовой прочности может быть задействован для повышения диверсификации, что снизит влияние от реализации рисков роста конкуренции с TikTok и регуляторного давления. Форвардная оценка P/E на 2021 год составляет 22,6х, что предполагает 12-процентный дисконт к оценке Nasdaq 100. При этом FB остается историей роста: в ближайшие 4-5 лет выручка будет расти темпами 15% и выше.
Мы считаем, что Facebook – это еще один must-have в портфелях и один из первый кандидатов на докупку в случае рыночных коррекций.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту