Как компании становятся углеродно-нейтральными?

23 ноября 2021 13:54

 

 

Начнем с определения. В широком смысле под углеродной нейтральностью понимается ситуация, когда выбросы диоксида углерода (СO2), созданные компанией, полностью консервируются и не попадают в атмосферу, или компенсируются “зелеными проектами”, например, высадкой деревьев. Некоторые компании идут дальше и становятся “углеродно-негативными”, то есть реализуют проекты, которые поглощают парниковых газов больше, чем компания выбрасывает в окружающую среду.

Выбросы парниковых газов учитываются и декларируются согласно “Greenhouse Gas Protocol”, одному из самых используемых стандартов учета в этой области. Существует три основные категории выбросов, которые обозначаются как Scope 1, 2 и 3.

К категории Scope 1 относятся парниковые газы, которые создаются непосредственно в процессе производства. К примеру, в Германии на технологические выбросы, обусловленные химическими процессами при производстве цемента, приходится 400 кг CO2 на 1 т цемента. Кстати, именно производители цемента являются одни из крупнейших “поставщиков” CO2 в атмосферу: по некоторым данным 7-8% от общего объема выбросов этого газа приходится цементную отрасль.

К категории Scope 2 относятся выбросы, связанные с производством электричества, которое было использовано компанией. Тут важно понимать тип задействованных энергоносителей. Например, при производстве одного киловатт-часа на угольной электростанции выбросы СО2 в атмосферу составят целых 870 г, а для атомной электростанции этот показатель составит всего лишь 14 г. Согласитесь, разница гигантская. Поэтому многие производители из энергоемких отраслей стараются перейти к альтернативным источникам энергии. Так, En+ Group (Русал) в значительной степени производит свою продукцию за счет гидроэлектроэнергии. Таким образом En+ смогла сократить выбросы до 4 т углерода на тонну алюминия, что в 3 раза ниже, чем средние показатели по отрасли.

Наконец, к категории Scope 3 относятся косвенные выбросы, связанные с жизненным циклом продукции, в частности с товарами и услугами, купленными у других компаний. Например, если сотрудник компании совершает авиаперелет по работе, это будет означать, что он (а через него и компания) создает косвенные выбросы СО2, попадающие под Scope 3. А для авиаперевозчика это будут выбросы, попадающие под первую и вторую категории. Для многих предприятий выбросы этой категории составляют более 70% их углеродного следа. Так у производителя алкогольных напитков Carlsberg выбросы Scope 3 в 10 раз превышают прямые выбросы.

Как правило, компании активно борются с выбросами первой и второй категорий, поскольку могут непосредственно на них повлиять. Учет парниковых газов по категории Scope 3 опционален. Однако, если компания хочет стать “net zero emission”, то она обязана бороться с этими выбросами тоже.

Какими способами можно добиться снижения выбросов СО2 в атмосферу?

Первый и самый простой способ – оптимизация производственных процессов и переход к использованию альтернативных (чистых) источников энергии. Однако у всего есть свой предел. Так по оценкам McKinsey в цементной индустрии за счет оптимизации бизнеса удастся снизить выработку CO2 лишь на 20%.

Второй способ – это использование технологий прямого захвата СО2 из воздуха – это так называемые DAC-технологии (Direct Air Capture). Подобными технологиями занимаются такие компании, как Climeworks, Carbon Engineering, Carbfix. Полученный углерод консервируют или используют для производства топлива или пластик.

Многие технологические компании, в числе которых Microsoft и Shopify, покупают квоты на углерод у предприятий, занимающихся захватом CO2 из атмосферы. Также можно инвестировать в развитие DAC для снижения собственного следа, так делает United Airlines. А Microsoft комбинирует оба метода: покупает квоты у Climeworks, параллельно иyвестируя в Orca - крупнейшую действующую установку DAC для удаления углерода. Coca-Сola пошла дальше и приобретает захваченный углерод у Climeworks для производства газированных напитков.

Третий способ сократить выбросы СО2 – это инвестирование в зеленые проекты, непосредственно связанные с окружающей средой: высадку лесов, рост фитопланктона и водорослей и т.д. Но тут мы сталкиваемся с двумя основными проблемами: временной и экологической.

Для того, чтобы дерево начало поглощать кислород нужно, чтобы прошло 15-20 лет, а выбросы компания производит сегодня и сейчас. Просто посадить дерево и забыть про него не получится. Ведь если дерево не доживет до этого момента, то и реального эффекта просто не будет. Это называется “гринвошинг” (greenwashing) – ситуация, при которой деятельность по улучшению экологии имитируется, а положительного эффекта в реальности нет.

С другой стороны, экологические проекты будут эффективны только при условии их массовости. Но в этом случае есть риски кардинальных изменений экосистем или даже экологических катастроф.

Для понимания масштабов: один гектар леса может поглощать 3.7 т CO2 в год, а количество выбросов от авиаиндустрии в 2019 году составило 915 млн. тонн. Путем нехитрых вычислений мы получаем, что для покрытия негативного эффекта от авиаперелетов нужно иметь 247 млн. га взрослого леса, а это около 30% от всех лесов России. Поэтому мировое сообщество, пока сходится во мнении, что самый эффективный способ для снижения парниковых газов это оптимизация производства и контроль прямых выбросов углекислого газа.

Итак, подытожим. Многие известные компании уже заявили о планах стать углеродно-нейтральными. Первая волна решений в этой сфере будет направлена на улучшение технологических процессов, а также подстегнет спрос на альтернативные, чистые способы получения электроэнергии. Данные процессы легче контролировать, а эффект от них более очевиден.

Прямыми бенефициарами от данного тренда неизбежно станут компании, которые развивают альтернативные энергетические технологии, например водородные элементы (Ballard Power Systems, Plug Power), солнечные панели (Enphase Energy, JinkoSolar), ветрогенерацию (Vestas, Goldwind, Nordex, TPI Composites).

Также не стоит забывать про атомную энергетику – одну из самых СО2-нейтральных технологий, спрос на которую будет расти, т.к. в отличии от солнечной или ветряной энергетики, она стабильна и не зависит от погодных факторов. Явными фаворитами в этой индустрии станут производители урана: Cameco и Казатомпром.

Кроме того, бурное развитие, скорее всего, получит биодизель, при сжигании которого выделяется столько же СО2, сколько было поглощено растением, являющимся сырьем. В рамках совместного предприятие активно развивают производство биодизеля Chevron и Bunge.

Все эти подходы решают лишь часть проблемы. В будущем компании более активно начнут использовать DAC-технологии, однако их разработчики, по большей части, пока находятся на стадии венчурных проектов.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упоминаемые в статье финансовые инструменты могут не подходить соответствующему Клиенту. Данный материал предназначен только для квалифицированных инвесторов.